Участвовали ли Вы в фестивале «Студенческая весна», когда учились в институте?
— Моя история со Студвесной начинается с самых низов, причем первый мой фестиваль прошел в Тюмени. В первый год участия я вообще ничего не заняла, в следующий раз мне дали спецприз, в третью «весну» я стала лауреатом третьей степени, и уже четвертая попытка мне принесла гран-при. Кстати, Тюмень — прекрасный, чудесный город, я его помню еще как «Лучший город Земли», хотя надписи уже нет. Я с детства связана с ним, поскольку раньше часто здесь выступала, также тут живут мои друзья и родственники.
Сейчас я нахожусь в качестве эксперта на Студвесне. Это не первый мой опыт. Сразу, как перестала быть участником фестиваля, меня пригласили в состав жюри на Ямале. Сама я из Салехарда. У меня большой опыт и мне есть чем поделиться с ребятами, плюс ко всему я себя развиваю как педагог-наставник — сейчас работаю в московской студии эстрадного и джазового вокала.
По Вашему направлению уже прошло несколько кастингов. На что особое внимание Вы обращали во время оценки участников?
— Я смотрю не только на музыкальные, но и на актерские способности. Здорово, когда участник технически владеет своим голосом. Но я перестаю обращать внимание на все технические моменты, когда вижу целостного артиста, от которого исходит нереальная и согревающая энергия. В этот момент ты вовлечен в историю. Когда этой истории нет, то сразу начинаешь замечать все шероховатости участника — где-то не дотянул, промазал, сфальшивил.
Мы, эксперты, постоянно даем обратную связь участникам. Прислушиваться к ней — это выбор каждого. Очень здорово, что мы сошлись во мнениях со всеми членами жюри. У нас не было ни одного спорного момента, учитывая, что все мы разных возрастов.
Критикуете ли Вы недостатки участников, когда даете обратную связь?
— Я стараюсь использовать правило зеленого маркера — подчеркивать достоинства. Лучше я обращу внимание на положительные моменты и скажу, что над ними надо дальше работать, чем буду критиковать, ведь любой конкурс — это праздник. Раздавать жесткие комментарии нужно в классе для занятий. Следует еще учитывать тот факт, что не у всех ребят есть руководители, так как существует непрофильная категория. Тем, у кого есть хорошие природные данные, мы советуем взять хотя бы на некоторое время себе педагога.
Была участница, которая не совсем удачно подобрала песню. Но в ней были вставки, в которых получилось классное звучание. Когда давала обратную связь, об этом я ей и сказала: «Найди себе песню, которая похожа на эти вставки». Стараюсь не ругаться и быть добрее. Вспоминаю в такие моменты своих преподавателей, самые приятные говорили так: «Зайчик любимый, ничего страшного, что ты налажал. Поработаем над недочетами в классе».
Какой номер запомнился больше всего?
— Я запомнила многие номера, у меня очень хорошая память. На днях мы прослушали 93 участника. Если сейчас ко мне каждый из них подойдет и скажет, какую песню пел, то я во всех деталях вспомню выступления. А какой номер меня больше всего восхитил, станет известно тогда, когда объявят победителя «Студенческой весны», а пока пускай это останется в секрете.
Что для Вас фестиваль «Студенческая весна»?
— «Студенческая весна» — это неотъемлемая часть моей жизни уже больше 10 лет. Это место для новых знакомств и обмена опытом. Для меня фестиваль — всегда большое счастье и праздник творчества.
Какой совет можете дать участникам Студвесны?
— Когда я в первый раз приехала на Студвесну, я была уверена, что у меня разрывной номер, да я и сейчас так считаю. Мой совет: когда готовите номер, обязательно учитывайте, кто будет сидеть в жюри. Я тогда этого не понимала и выступала с экспериментальной песней. Если бы попались такие эксперты, которые занимаются молодежной музыкой, они бы заценили.
С чего началась Ваша профессиональная карьера как актрисы и певицы?
— После школы я поехала в Петербург и училась на артиста мюзикла. Со временем начала понимать, что это немного не то, что мне нравится. Не хватало актерской составляющей, хотя направление называлось «Артист мюзикла». Тогда я приняла решение о перепоступлении. Все сложилось удачно, и я стала студенткой ГИТИСа в Москве. Рада, что выбрала не консерваторию, а именно театральный вуз, потому что считаю, что в первую очередь важно быть артистом: знать, зачем ты выходишь на сцену, в чем твоя история и что ты хочешь рассказать.
Что касается музыки, то ею я занимаюсь всю жизнь. Училась в музыкальной школе по классу фортепиано, занималась в эстрадной студии, ездила на конкурсы. Моих школьных знаний было достаточно, чтобы стать профессиональным исполнителем. Правда, иногда я грущу, когда понимаю, что не училась в музыкальной академии, потому что теория музыки — это безграничное пространство, туда можно погружаться и погружаться.
Нужен ли природный талант, чтобы хорошо петь?
— Я до сих пор размышляю над этим вопросом. В детстве я общалась с ровесниками, про которых думала: «Им медведь на ухо наступил, они никогда не научатся петь». Сейчас это прекрасные музыканты, инструменталисты и вокалисты. Глядя на них, я понимаю, что этому действительно можно научить каждого, по крайней мере минимальному базовому вокалу. Главное, чтобы человек сам хотел петь и работал над собой. В этом случае заниматься необходимо постоянно, потому что наш вокальный аппарат — это те же самые мышцы. В зал на тренировки мы же ходим всегда, вокалом нужно заниматься так же.
У Вас за плечами большое количество конкурсов и других выступлений. Испытываете ли Вы до сих пор волнение, когда выходите на сцену? И знаете ли Вы техники, которые позволят человеку не переживать перед зрителями?
— Все зависит от мероприятия. Когда это что-то новенькое — переживаю больше, когда что-то знакомое, то уже нервничаю меньше. Здоровое волнение всегда присутствует, потому что именно оно приносит удовольствие от встречи со зрителем.
Самый главный лайфхак, который поможет избавиться от тревоги перед выступлением, — как можно чаще выходить на сцену. Это не обязательно должны быть конкурсы. Можно выступать в институте, на вечеринках перед друзьями, вообще где угодно. Перед выходом на сцену еще важно восстановить дыхание. Дыхательные практики хорошо позволяют привести тело в порядок. Еще есть классная техника «на сопротивление». Ее нужно использовать тогда, когда тело не слушается и очень зажато. В этом случае его необходимо зажать еще сильнее, постоять в таком состоянии некоторое время, а после резко сбросить. Тело за счет контраста расслабляется.
Выпускаете ли Вы собственные песни?
— Иногда да. В написании музыки и текста мне помогают специальные люди. Я все-таки прекрасный исполнитель, а вот авторству еще учусь. У меня есть на данный момент альбом, но свет он еще не увидел. Однако это вопрос времени.
Есть ли у Вас любимые российские исполнители?
— У меня все стихийно. Сейчас я люблю группу «Король и Шут», также посмотрела сериал, сходила на выставку и заново для себя открыла творчество этого коллектива. На данный момент слушаю их песни до дыр. Когда они мне наскучат, я переключусь на что-то другое.
Думали ли над тем, чтобы попробовать свои силы в таких крупных шоу, как «Голос» или «Песни»?
— Для того, чтобы участвовать в телевизионных конкурсах, нужно знать, что из своего материала можно предложить. Как это работает: если ты зрителю понравился, он о тебе сразу начинает искать информацию, поскольку хочет тебя слушать. А ты в этот момент должен ему что-то предложить. Но если в дискографии нет ничего, то идти в телевизионный конкурс бессмысленно. Можно вспомнить Антона Беляева. Он участвовал в «Голосе», когда у него уже было выпущено два альбома. Шоу ему помогло продвинуть свой материал. А когда человек приходит на проект и думает, что он поможет стать ему звездой, при этом ничего не предлагает зрителю, тогда он и остается незамеченными. Пока что у меня не было желания пойти, посмотрим, как будет дальше.
Вы поступили и окончили ГИТИС — один из лучших театральных вузов России и мира. К чему стоит быть готовым абитуриентам, которые хотят поступить в подобные крупные институты?
— Нужно понимать, насколько абитуриента ждет большой конкурс. Также важно быть готовым к тому, что в институте необходимо постоянно работать над собой. Хвалить вас никто не будет. Когда мы только пришли в театральный вуз, нам сказали: «Вы каждый в своем городе были изюминкой, так вот сейчас вы попали в мешок с изюмом, и с этим нужно смириться». Нас в институте ломали, унижали — к этому тоже нужно быть готовым.