«Искусство должно жить»: Андрей Климак о профессии, «Студвесне» и людях, которые боятся клоунов

Для большинства людей клоуны ассоциируются с цирком, и мало кто знает о существовании жанра театральной клоунады. Редакция Moi-portal.ru поговорила с актером, режиссером, участником «Снежного шоу» Славы Полунина Андреем Климаком. Он рассказал о ремесле клоуна, а также оценил выступления участников областной «Студенческой весны» в направлении «Оригинальный жанр».

В прошлом году вы участвовали в фестивале «Сны улиц». Вам понравилось?


 — Были ковидные времена, но Полина Захарова (прим. редакции: организатор фестиваля «Сны улиц») большой молодец, так как она никогда не сдается. И даже в прошлом году, несмотря ни на что, сделала фестиваль. Мы привезли два спектакля, отыграли их — один онлайн, другой офлайн. Все было классно. Каждый фестиваль — это удача, так как в последнее время очень тяжело с этими делами. А искусство должно жить, иначе без него будет очень сложно людям.

Если «Сны улиц» будет проводиться еще, то, конечно, планирую поучаствовать. Все зависит от того, насколько будет финансирование и будет ли оно вообще. Все решают местные, а мы люди приезжие. Если пригласят, то приедем. Нам есть что показать.

На этот раз вы приехали в Тюмень в качестве эксперта областной Студенческой весны. Как вы оцениваете выступления участников?


— Часа, наверное, три мы сидели и отсматривали участников, потом решали, кто получит какие-то бумажечки, а кто не получит. Выбирали, кто будет выступать на гала-концерте. Это очень нелегкая штука — принимать решение, кому быть, а кому не быть. Всегда есть хедлайнеры и коллективы, которые сразу отличаются успехом. Я получил удовольствие от увиденного, потому что есть что посмотреть.

Номер «Ежик в тумане» красивый. Его сделал ваш тюменский режиссер Оксана Бакланова. Она, по-моему, делает замечательно. У нее очень красивые, качественные, профессиональные работы. Например, «Маленький принц» в жанре теневого театра и вот пластическая и лирическая клоунада «Ежик в тумане».


Большинство людей ассоциирует клоунов с цирком. Насколько это правильно?


  — Это нормально, потому что жанр театральной клоунады, в котором я работаю, по сути не представлен в стране. В массах его не существует, но он есть. В Европе он очень развит, а у нас, к сожалению, нет. Для людей в основном существует только цирковая клоунада. Когда я говорю, что работаю клоуном, всегда спрашивают: «А в каком цирке?». У меня немного другая специфика. Я работаю в театральном жанре или в уличном.


В театральном жанре клоун тоже призван вызывать смех у зрителя?

— А клоун вообще не призван вызывать смех. Клоун — это не про смешно. Через смешное можно показать все. Юмор — это рычаг. Клоун показывает изнанку нашего мира, поэтому, когда смешно, может быть и грустно, и больно, и иронично смешно. Как угодно может быть. Юмор нужен людям. Благодаря юмору и смеху человек может расслабиться. Смеясь, он может отвлечься от своих жизненных и бытовых проблем. Он может открыться и прийти к первоначальному своему состоянию.

Как стать клоуном? Где-то учат на клоунов или достаточно быть просто артистом?


— Никогда ничего не достаточно, учиться можно всю жизнь. Говорят, что клоунами рождаются, и я с этим согласен. Нет ничего плохого в том, чтобы учиться. Сейчас много мастер-классов, привозят преподавателей, в том числе и из Европы. Есть куда ходить. Клоунада — это и актерское мастерство, и пластика, и пантомима. Если умеешь играть на музыкальном инструменте, то это тоже плюс, так как может появиться какая-то музыкальная эксцентрика. Жонглируешь? Ну и здорово. Можешь в акробатику? Вообще супер. Все это зависит от того, какой у тебя будет персонаж, что он будет делать, и с помощью какой формы ты будешь транслировать зрителю то, что ты хочешь показать и сказать людям.


К каким трудностям нужно быть готовым в этой профессии?


— Над тобой смеются.

Перед кем вам больше нравится выступать: перед взрослыми или перед детьми?


— Нельзя так разделять. Клоун — он для всех. Можно взять и поставить серьезную вещь в клоунаде и установить ограничения по возрасту, потому что ребенку будет скучновато, и он не поймет какие-то глубокие смыслы, которые там заложены. Это уже зависит от того, для кого ты делаешь спектакль или номер. Но в принципе в цирк же ходят все. В театре клоунады, как и в любом другом театре или при выпуске фильма, ты делаешь определенный продукт и устанавливаешь возрастное ограничение. Вот я сделал спектакль в прошлом году. Он абсолютно детский и наивный, но в этом году я показал его только на взрослых, и эффект был просто потрясающий. Все сидели, смотрели, смеялись, хлопали, участвовали в интерактиве. Это было нечто. Мне так понравилось!

У всех клоунов в гриме свои особенные черты. Как вы придумали свой грим?


— Да, маска у каждого своя. Я менял грим много раз, потому что искал образ. В 1995 году был один образ. У нас была группа, мы были в контексте друг друга. Потом со временем волосы отросли и грим уже не подходил. Начал искать что-то другое, не нашел и побрился опять. Потом что-то нашел. Затем попал в «Снежное шоу», а там уже другая маска. И как-то впоследствии сложилась маска моего Вязаного клоуна, и она закрепилась. Мне хорошо.


Как вы попали в «Снежное шоу» Славы Полунина?


— Был кастинг в Москве. Я приехал, показал номер, потом попал на первый свой карнавал. После того, как я увидел шоу, понял, что хочу быть там. Ушел из театра, и все — началась другая жизнь. «Снежное шоу» — это сказка, отдельный космос. Это команда, которую любишь и с которой ждешь встречи. Ныряешь туда и живешь некоторое время. Потом выныриваешь и возвращаешься к своей жизни.

Вы встречали людей, которые боятся клоунов?


— Конечно. Очень многие говорят, что боятся или что у них ребенок боится, а я им отвечаю: «Приходите на спектакль». Люди приходят и перестают бояться. Многие путают клоунаду с анимацией, а это абсолютно разные вещи. Я же не просто прихожу к кому-то домой повеселить, а люди сами приходят на спектакль — это другая атмосфера. Если ребенок видит, что дяденька не бегает с дудками, не кричит, не прыгает и за руки не дергает, то он воспринимает все тоже по-другому. Я всегда после спектакля остаюсь до последнего зрителя. Фотографируюсь, болтаю с людьми, а дети бегают, садятся на руки, обнимаются и разговаривают. Вылечиться от боязни клоунов можно — нужно просто прийти на хороший спектакль.