Исследователи изучают окаменелые кости вымерших левиафанов

Загадочные фрагменты окаменелой кости, предположительно принадлежавшие существу размером с синего кита, технически могли быть оставлены любым из множества давно вымерших гигантов. Чтобы подтвердить это, ученые исследовали внутреннее строение костей.

Ученые в Германии нашли потенциальный способ определить, какой именно гигант их оставил, и пришли к выводу, что когда-то они находились внутри настоящих морских левиафанов — дышащих воздухом морских рептилий, известных как ихтиозавры. Ихтиозавры обитали в океанах более ста миллионов лет назад. Эти хищники похожи на дельфинов. Их размер варьировался от одного-двух метров до 20. Впервые обнаруженные в Бристоле в 1850 году их кости с тех пор остаются загадкой для ученых.

Большинство гигантских ихтиозавров представлены «крайне неполным, разрозненным и фрагментарным материалом», говорят эксперты. Если только по какой-то случайности окаменелый скелет ихтиозавра не окажется исключительно хорошо сохранившимся, палеонтологам зачастую трудно сказать, откуда они взялись, сообщает Science Alert.

На данный момент не все специалисты признают, что различные кости, найденные по всей Европе, принадлежат ихтиозаврам. Некоторые предполагают, что они произошли от вымерших крокодилоподобных хищников или даже от наземных динозавров.

Палеонтологи Марчелло Перилло и Мартин Сандер из Боннского университета в Германии нашли способ обнаружить разницу. Кости схожих видов обычно имеют схожую структуру, поэтому остеогистология (анализ костной ткани) может быть использована для того, чтобы сделать выводы о группе животных, от которой произошла находка.

Чтобы проверить эту идею, Перилло поместил под микроскоп несколько предполагаемых челюстных костей ихтиозавра, которые еще не были официально классифицированы. Они прибыли из Франции, Германии и юго-западной Англии. Наряду с подтвержденными костями ихтиозавров, на всех челюстях были обнаружены длинные нити волокнистого коллагена, которые были сплетены по уникальному общему узору. Это говорит о том, что они происходят из одной группы животных.

Даже окаменелости ихтиозавров, найденные в Канаде, имели схожую структуру с окаменелостями, найденными в Европе. Эта структура не была обнаружена в образцах окаменелостей других групп животных. Поэтому кажется вероятным, что рассматриваемые фрагменты также принадлежат ихтиозавру.

Другие ученые подозревали, что кости могли принадлежать наземным динозаврам, но эти аргументы были основаны на морфологии. Например, загадочные окаменелые кости челюсти, которые были найдены на юго-западе Англии в викторианскую эпоху, первоначально приписывались наземным динозаврам, но теперь некоторые ученые считают, что они больше подходят ихтиозаврам.

Исследователи заключают, что микроскопический рисунок ткани в костях не соответствует зауроподам, стегозаврам или другим предполагаемым наземным динозаврам. Учитывая, что один из крупнейших фрагментов костей, как предполагается, принадлежал зверю размером с кита, челюстям охотника пришлось бы выдерживать некоторые чрезвычайные нагрузки.