Труженица, мать, красавица: как менялись женщины на почтовых открытках к 8 Марта

О том, как изменились образы женщин на почтовых открытках и марках за 70 лет, Megatyumen.ru рассказала пресс-секретарь Управления федеральной почтовой связи Тюменской области Татьяна Пономарева.

Международный женский день предложила учредить Клара Цеткин в 1910 году. Спустя 11 лет в РСФСР его привязали к 8 Марта — в честь забастовки текстильщиц Выборгского района Петрограда в 1917 году. В 1949 году в СССР вышла серия почтовых марок, изображающая советских женщин-тружениц. Поздравительные открытки появились только в 1952 году. После стали ежегодно выпускать от 10 до 80 разновидностей открыток.

В 1950-х — начале 1960-х на торжественных мероприятиях государство отчитывалось об успешной реализации государственной политики в отношении женщин, о том, что женщинам доступны все профессии и сферы производства наравне с мужчинами. В те годы на праздничных открытках изображают женщин-тружениц, борцов за светлое будущее и мир во всем мире. Международный характер праздника подчеркивало изображение женщин с разным цветом кожи в национальной одежде.

В середине 1960-х в СССР начался резкий спад рождаемости. Появилась необходимость пропагандировать тему материнства и семейных ценностей. На открытках появился образ женщины-матери, чья главная государственная задача — рождение и воспитание детей. Часто у героинь открыток можно было увидеть орден «Материнская слава», которым отмечались женщины, воспитавшие семь-девять детей, или орден «Мать-героиня» — им награждали за рождение десяти и более детей.

С середины 1970-х годов праздник постепенно теряет идеологическую окраску, сюжеты на открытках упрощаются.  Женщина становится символом возрождения и новой жизни, все чаще предстает в образе красавицы из русской сказки. В эти же годы на открытках к 8 Марта появляются русские народные промыслы (хохлома, гжель, палех) и популярные герои советских мультфильмов.

Оцените материал: