Как появилась идея выставки и кто занимался ее организацией?
Выставку организовали два человека – Соня Удовенко и Дэвид Дюссо. Меня позвали помочь украсить пространство, навести уличной эстетики. Мы все познакомились на экспериментальной арт-резиденции «Конторы пароходства» зимой 2020 года. Я и Соня были одними из участников, Дэвид был нашим куратором. Еще тогда мы подумали, что за «стенами» резиденции попробуем что-то сделать.
Этот проект родился как бы сам собой, без нашего ведома. Таким естественным образом, будто существовал всегда, а теперь просто обрел материальную форму. Наш эмоциональный опыт необъяснимым образом совпал несмотря на разные жизненные пути. В результате мы сошлись во взгляде на феномен городских улиц и на все, что с ними связано.
Что можешь рассказать о своих коллегах?
Софья Удовенко – художник-график и по совместительству один из учредителей стартапа Prografika. Она работает в технике цифрового коллажа, тем самым стирая границу изначальных образов и обесценивая их, чтобы наполнить новым смыслом и ценностью. Тему для работы Софья выбирает всегда случайных образом – это действительно может быть что угодно. Свобода образа – ее основная цель, так что материалом для работы может послужить любое изображение: фотография, полотно 18 века или даже икона.
Дэвид Дюссо – стрит-фотограф из Америки. Последние несколько лет живет и работает в Тюмени. Любимая тема Дэвида — город, в котором есть все: комедия, трагедия, эротика. Это идеальная обстановка, место, где переплетаются желания и воспоминания.
Что вы попытались уместить в концепцию новой выставки?
Проект включает в себя уличную фотографию, граффити, цифровой коллаж, тотальную инсталляцию и настоящие неоновые вывески, китч, андеграунд и многое другое. Одним словом, концептуальный вандализм. Наше творчество обращается к теме неуловимого образа города и самоопределению человека в его среде.
Фотография, графика, улицы, художник, фотограф, Сибирь, Тюмень — какая между всем этим связь? Ответ лежит на поверхности, и он очень прост — эмоции. Они делают живыми и нас, и город. Мы спрашивали себя, о чем же говорит город? На каком языке? Улицы говорят с нами каждый день, и в случае, если открыт к диалогу, ты можешь их услышать.
Случайные связи человека и места привлекли наше внимание своей способностью создавать воспоминания, путем запечатления образов. В такой концепции человек становится уникальным хранителем определенных чувств, которые формируют его личность. Получившаяся визуальная библиотека и легла в основу выставки.
Как вам удалось соединить такие разные виды искусства?
Фотография, графическая иллюстрация и улицы стали одним целым благодаря способности нас и города говорить на языке ностальгии и воспоминаний. Это не русский и не английский, это язык чувств, без слов, который доступен всем, а понять его может кто угодно.
Оказалось, довольно сложно визуализировать эмоции, и было бы глупо упустить возможность объединить два сильных мира фотографии и традиционного искусства. Они идеально подходят друг другу, а в симбиозе раскрывают свои сильные стороны.
Кто из вас чем занимался?
В галерее выставлены работы Сони и Дэвида по всему периметру пространства. Моя часть – одна из стен, сделанная как забор, который обклеен плакатами из сугроба N3, просто уличными объявлениями, тэгами, бафами, рисунками. Иными словами, богатым спектром «следов уличной жизни» в максимально случайном характере.
По моим ощущениям, это арт-объект, в котором сконцентрировано одно из главных правил творчества — оно никому ничем не обязано. Оно просто будет. Я благодарен Дэвиду и Соне, что позволили мне эту творческую медитацию и полностью доверяют моему интуитивному творческому потоку.
Как бы могли в одном предложении описать свою выставку?
Два художника, два мира, два взгляда на один город — и одно воспоминание на двоих.
Почему Санкт-Петербург, а не Тюмень?
Изначально выставка планировалась в Тюмени, но возникли трудности с подбором пространства. Поэтому все дела переместились в Питер, где мы все работали, а я выполнял свою часть монтажа.
Если мы говорим об идентичности города, то есть Тюмени, не теряется ли контекст в питерских стенах?
Мне кажется, мы живем в век глобализации, и, когда работаешь не в точечной тематике, а в каком-то глобальном ощущении «неуловимого образа города», все кажется плюс-минус похожим, родным, знакомым. Факторы из разряда «кто-то живет или работает на несколько городов», «почти у каждого человека есть опыт жизни в разных городах», «все хотят "как в Москве"» очень сглаживают углы. Все мы вместе каждый день тренируем насмотренность — тогда наш опыт становится чем-то понятным и общим.