Кто такой «северный» зритель? Интервью с питерской актрисой

Юлия Гришаева — актриса петербургского театра «Цехъ» — поделилась с редакцией Moi-portal.ru воспоминаниями о театральном фестивале спектаклей малых форм «Северные встречи». Каково это — играть ярких, зажигательных персонажей перед теми людьми, которые полгода за окном наблюдают снег и морозы, а также узнала, кто такой «северный» зритель и чем он отличается от столичного.

В течение спектакля актриса меняла различные амплуа, но все ее героини были далеки от сибирской жесткости, холодности.

Вы впервые были в Сибири? Какое впечатление возникло, когда вы вышли из самолета и увидели сугробы снега в ноябре?

Я была в Иркутске, но в более теплое время. Меня предупредили, что будет холодно, поэтому я подготовилась и морозы стали не так страшны. Я уже отвыкла от настоящей зимы, поэтому, увидев сугробы снега, обрадовалась. Только ветер был лютый настолько, что становилось сложно передвигаться.

Нашли ли вы разницу в том, как северная публика отличается от петербургской? Чувствовали ли вы отличие от организации фестиваля в соотношении со столичными?

Конечно, я чувствовала большую разницу. И я уверена, что организаторам фестиваля не раз это говорили. К каждому из нашей труппы относились внимательно, душевно встретили и проводили. И все время пребывания было невероятно теплым, несмотря на дикий мороз за окном. Удивительно, но на таком расстоянии от своего дома я чувствовала себя в кругу семьи.


Большинство участников феста были поражены тем, что сибиряки — добрые и отзывчивые. Для тех, кто приехал издалека, весь северный быт был в диковинку. Стереотип о том, что на конечной станции в северной глуши люди существуют, а не живут, постепенно сходил на «нет».

Выходя на сцену перед вартовчанами и гостями города, вы чувствовали особый зрительский взгляд?

Я чувствовала, что в зале сидит зритель, который с уважением относится к священнодействию на сцене. Иногда завоевываешь зрителя, иногда он уже любит тебя заочно. А здесь мы пошли навстречу друг другу, и к концу спектакля уже был такой обмен эмоциями, что даже не хотелось, чтобы спектакль кончался.

Северный зритель все чаще славится своей перманентной уважительностью к искусству и восторженностью. Безусловно, такая реакция неслучайна. Сибиряки часто шутят о том, что те города, в которых сейчас живут тысячи, раньше были местом ссылки. Забавно, но именно оттуда рождается такая особая любовь к искусству. Многие искусствоведы совместно с нейробиологами рассуждали о том, что у сибиряков на генетическом уровне заложено понимание окружающей реальности как ссылки. 

К сожалению, история нашей страны не всегда несла в себе позитивные аспекты жизни людей. Один из них сказался на северянах. Нам же кажется, что этот «ген» лишь принес пользу, ведь любой спектакль стал восприниматься как чудо. Новое, абсолютно иное, и длится это определенный срок. В генах у северного зрителя просто заложено то, что такие моменты необходимо ценить.

Отмечали ли зрители аплодисментами, смехом или тишиной в зале те нюансы, на которые ранее вовсе не реагировали зрители других городов?

Честно говоря, я часто не слышу реакции зала. Слышу только в конце спектакля. Но то, с каким открытым сердцем подходили к нам зрители и актеры театра уже после спектакля, меня поразило и очень вдохновило дальше творить. Такое я редко встречаю...


Что для вас стало ярким контрастом от привычной театральной жизни в Петербурге? Какое влияние в общем на вас оказали климат, северные зрители, новый театр?

Я почувствовала, что актер — это единица, которая важна. Я почувствовала себя нужной. Хотя воспитывали нас по-другому. «Нет незаменимых людей», например, понимаете?

Принцип провинции, особенно в северных краях, очень прост: быть ближе друг к другу. В прямом смысле слова. Испокон веков в холодные зимние времена люди объединялись и держались друг друга. Этот принцип настолько понятен и очевиден северянами, что они просто не могут иначе. Именно поэтому многие деятели искусства чувствовали себя важными в кругу северных зрителей. Сибиряки умеют бескорыстно делиться теплотой. Этому их научило время и история. И, как ни странно, люди, сидящие в зале, будто чувствуют, когда актеру нужна «подпитка» — та верная беспрекословная человеческая поддержка.

Опишите, по вашим ощущениям, кто такой «северный» зритель?

На мой взгляд, это тот зритель, который умеет замечать и ценить детали, из которых собирается спектакль. Тот зритель, для которого важен и ценен труд актера, и определенно тот зритель, который умеет создавать тишину, в ней и проявляется особое ощущение спектакля здесь и сейчас.


Анна Миронова для Moi-portal.ru