«Теперь я буду жить вечно»: сохранение национальной идентичности через искусство

В рамках фестиваля «Кто ты и откуда?», приуроченного ко Дню народного единства, прошла серия мероприятий, раскрывающих тему поиска национальной идентичности, в том числе были показаны спектакли на коми-пермяцком языке от пермской театральной компании «немхат». Спектакль «Улетают птицы» в форме оперы сайт-специфик был представлен в оранжерее Института Биологии ТюмГУ 5 ноября. Расскажем, что за фестиваль, как прошла опера и что об этом думают организаторы, зрители и критики.

Фестиваль современных национальных театров «Кто ты и откуда?» проходит в молодежном центре «Космос» с 4 по 9 ноября и состоит из нескольких частей: фестиваля, лабораторий, образовательной программы и выставки. Через современное искусство участники пробуют выразить и проанализировать национальную идентичность, рассказывают о разнообразии культур и языков и вместе со зрителями создают совершенно новые проекты, связанные с личными историями.

Всего в программу фестиваля вошли 9 спектаклей от студий из разных городов, включая 4 постановки театральной компании «немхат» — это проект про новый театр из Перми. Все спектакли от «немхата» имеют необычные для этого жанра формы: «К реке» — акустический камерный плейлист из коми-пермяцких песен, танцевальный перформанс «Коми-пермяцкий алфавит», медиаспектакль «Один день с коми-пермяком» и опера сайт-специфик «Улетают птицы». Все они о небольшом народе финно-угорской группы, проживающей на северо-западе Пермского края. Режиссером спектакля выступил Саша Шумилин, либретто — Дарина Чиркова. 


«Мы с командой осенью 2021 года отправились в Коми-пермяцкий округ, познакомились там с жителями, и история одного из них легла в основу оперы "Улетают птицы". Сейчас культура и язык коми-пермяков находятся на грани исчезновения, поэтому мы решили исследовать эту проблему и сохранить с помощью искусства и спектаклей этот язык. С оперой "Улетают птицы" и спектаклем "К реке" мы стали номинантами премии "Золотая маска", также в течение последнего года проводили фестивали и концерты на коми-пермяцком и планируем дальше изучать этот язык и культуру», — рассказала Дарина Чиркова.

Коми-пермяки имеют свой язык, отличающийся от русского тремя буквами и диалектом, а в спектакле «Улетают птицы» можно услышать эти особенности произношения. На входе в оранжерею выдаются наушники и плеер, через них по мере передвижения в пространстве зрителям, или правильнее — слушателям, коми-пермячка Раиса Степановна рассказывает на родном языке историю своей жизни. Монолог сопровождается переводом на русский в специальном буклете и аудиовставками от перформеров, также находящихся в ботаническом саду. Среди участников оперы была единственная коми-пермячка Даша Калина, она же исполнила вживую красивую композицию на гуслях. 


«Ну, теперь я буду жить вечно!» — так сказала сама Раиса Степановна в ходе разговора с коллективом «немхата». И это действительно так: теперь, помимо двух строчек в учебнике по истории и нескольких абзацев в «Википедии», культура коми-пермяков увековечена в искусстве. 

Поиск идентичности идет параллельно с поиском новых форм ее воплощения. Во время всего фестиваля «Кто ты и откуда?» можно заметить, как современное искусство ищет новые способы высказаться и пробует разные методы взаимодействия со зрителем. Форму спектакля «Улетают птицы» определяют как «сайт-специфик», что означает совмещение смысла и места, то есть текст и пространство дополняют друг друга. При чем же здесь ботанический сад?

Оранжерея Института биологии ТюмГУ придала опере особую атмосферу: вечернее время, тишина, уникальная визуальная составляющая, особенный воздух. По задумке режиссера ботанический сад на примере растений должен интуитивно передавать смысл сохранения исчезающих культур и бережного отношения к ним. Также оранжерея передает суть изучения: как человек исследует и сохраняет природу, так и «немхат» изучает язык и культуру коми-пермяков. 

Эта идея остается не до конца понятна без дополнительных объяснений, но авторы делают акцент на том, что суть скорее в самом факте спектакля, в транслируемой проблеме и в самой концепции, а не в конкретном сюжете и действиях.


Пока шла запись, коллектив «немхата» дополнял и перебивал саму историю названиями частей рассказа и репликами о переключении плееров. По словам обычных зрителей, этот момент в спектакле и некоторые другие оказались не до конца понятными и удобными. Например, по первоначальной задумке к расставленным по оранжерее фотографиям коми-пермяков должны прилагаться интервью с ними и характеристика растений, рядом с которыми они размещены, что и объясняет их связь. А при данной реализации проекта остались только фотографии. Также повторное звучание одного и того же текста в наушниках, ненужные шумы и непродуманное передвижение в пространстве не добавляет понимания у зрителей. 

В целом, связь такого красивого тропического места и уральского народа непросто заметить, а в моменте и без дополнительных объяснений сделать это подвластно лишь театральным критикам. 

«Я вчера уже посмотрела три проекта из коми-пермяцкой истории и имела перед оперой представление об этой серии спектаклей. Для меня весь этот проект — большой и глубокий поход на территорию малознакомого мне языка и этнической общности. И мне интересно, как меня туда впускают: театральными средствами, музыкальными и другими. Мне кажется, что театр и перформанс сделали за эти дни все, чтобы как минимум произвести на зрителя очарование этой культурой. Эта история для России, ведь во многих городах про эту культуру, как и про другие маленькие народности, и не знают, так что важно об этом рассказать. Такие проекты лечат невежество российской аудитории об истории. К тому же, это просто красивая культура и язык, и почему бы с ней не познакомиться обычному человеку и не насладиться ее уникальностью», — прокомментировала театральный критик Оксана Кушляева.

Как уже было сказано, форма сайт-специфик оправдывает нюансы реализации, возвышая смысл над действием. В то же время, когда у жителей города есть уникальная возможность посмотреть спектакли от приглашенных театров и побывать в ботаническом саду ТюмГУ, конкретно на спектакль «Улетают птицы» пришли около десятка человек, среди которых в основном были люди, относящиеся к фестивалю «Кто ты и откуда?», драматурги и представители СМИ. Ресурс на реализацию получается заметно затратнее, чем отклик от мероприятия, главной целью которого является привлечь внимание большого количества людей.

Помимо «немхата» из Перми в фестивале принимают участие башкирский драматический театр, театральная площадка MON города Казань, Инклюзивный театр кукол и Детский образцовый театр из Ижевска, Ханты-мансийский театр кукол, а также драматурги, режиссеры, композиторы и философы из Москвы, Санкт-Петербурга и Тюмени. 

В качестве продолжения фестиваля до конца ноября в «Космосе» проходит выставка, посвященная национальной идентичности. Экспонаты для нее созданы из переработанных вещей, собранных в шеринг-бокс «Космоса», а также через партнеров: пункта приема вторсырья «Миротворец» и экосеконда «Чулан».



Валерия Гринашко для Moi-portal.ru