Креативным пространством обычно называют место, где могут собраться представители бизнеса, люди, желающие отдохнуть, занимаясь любимым делом и общаясь с такими же энтузиастами, туристы, которые хотят чуть больше узнать о настоящей жизни города. Планируется, что в Тюмени скоро появится еще одна такая локация — рядом с железнодорожным вокзалом. Сейчас привокзальную траекторию принято считать неинтересной, небезопасной, шумной и даже «тупиковой», несмотря на ее центральное расположение.
Предлагаемая территория представлена тремя объектами: веерным депо, гаражом и двумя водонапорными башнями. Их новый «жизненный» этап начался благодаря стремлению городских властей развивать креативный кластер, намерению РЖД предоставить свою территорию в общественное пользование и инициативе тюменцев — идея подать заявку на участие в проекте «Городские практики» принадлежит жителям города. Этот факт отметил на прошедшем 4 июня финальном мероприятии мэр города Руслан Кухарук.
Проект «Городские практики» является частью программы «Архитекторы.РФ» и представляет собой двухнедельные воркшопы, во время которых обсуждается развитие городской среды, обычно на примере конкретного пространства. В 2022 году «Практики» пройдут в 10 городах России.
Прошедшая просветительская программа состояла из двух частей. Сначала участники «образовывались» — знакомились друг с другом, собирались вечерами в ZOOM, чтобы послушать лекции об организации общественных пространств и разобрать необычные кейсы. Затем случились четыре интенсивных дня работы, которые включали исследование территории, проведение граданализа (прим. ред.: изучение разного рода ограничений для градостроительной деятельности), создание концепции, расчет экономики проекта и, конечно, подготовку презентации.«Тюменские “Городские практики” отличаются от предыдущих программ синергией между нашими участниками, стейкхолдерами (Администрацией города, Тюменским агентством развития креативных индустрий, Свердловской железной дорогой) и экспертами из Москвы, Нижнего Новгорода и Екатеринбурга. В совместной работе им удалось достичь высоких результатов и выступить на финальных защитах, очень ярко представив свои идеи по развитию привокзальных территорий», — отметила Мария Зайцева, исполнительный продюсер «Городских практик».
Но главным было другое — тюменские архитекторы, девелоперы, дизайнеры, активисты, преподаватели и студенты из Тюмени и Тюменской области думали о том, как организовать пространство для людей и для бизнеса. Всего было представлено шесть идей.
Вокруг шум
По мнению одной из команд, характерный для территории железнодорожный шум — это проблема, но он же и решение. Предполагается, что новое пространство, отличающееся хорошей акустикой, станет местом, где собираются люди, которые не прочь пошуметь: устроить музыкальное шоу, покататься на скейтах или просто побыть громкими и веселыми. Там будут тематические локации, студия звукозаписи и сцена под открытым небом.
Задником для нее станет брандмауэр — так называется стена здания, у которой нет окон или дверей, но есть очень важное противопожарное значение. Кроме «шумных» мест, в проекте есть лекторий, кафе «Топка паровоза» и интерактивный музей о железной дороге, который соединит в себе классические экспонаты и возможность понаблюдать за обслуживанием поездов в реальном режиме.
«Мне интересно развитие городской среды: от общественных пространств до дворов. Я вижу, что город меняется. На самом деле, памятников промышленной культуры очень мало, а тут мы можем поработать с одним из самых ярких примеров и сделать его доступным для жителей и гостей города. Буквально программируем новые сценарии жизни в городах, где люди могут прикоснуться к историческому наследию, которое, в свою очередь, наполнено новыми смыслами и функциями. Концепция нашего проекта возникла очень просто. Во время посещения территории мы пообщались с работниками. Среди них был Николай Николаевич. Он и сказал, что железнодорожники не боятся шума. Мы сразу подумали, что шум может стать точкой притяжения», — рассказал Илья Курбатов, руководитель проектов архитектурно-брендинговой компании DeVision и один из участников команды.
Перрон
«Не надо стоять на перроне, пытаясь влезть в любой подъехавший состав. Следуйте расписанию своего сердца», — вспомнили цитату современного писателя Эльчина Сафарли участники одной из команд и предложили сделать сразу пять перронов в новом креативном пространстве.
Первым станет инженерно-образовательный состав, вторым — интерактивный музей РЖД, где будет даже симулятор машиниста. Затем можно проследовать в арт-резиденцию визуальных искусств и отдохнуть в месте гастрономических радостей, отеле или хостеле. Территорию предлагается украсить иллюминацией и небольшими уютными двориками. Зимой там могут появляться горки и каток. Важная особенность концепции — намерение быть pet-friendly.
DEPO.TYUMEN
Одна из основных идей этого предложения — экологичное встраивание в городскую среду. Концепция «Тюменского депо» включает в себя восемь функциональных зон. Например, террасу на крыше, уютный двор и пространство для арт-объектов от местных художников. Каждая из локаций соответствует четырем важным задачам: создание городских мест отдыха и развлечения, поддержка малого и среднего бизнеса, сохранение культурной идентичности и позиционирования Тюмени и РЖД.
Vagon
Работа над любым проектом по обустройству начинается с опроса целевых аудиторий. В этот раз респонденты отметили шумность и суетливость привокзальной территории. Рассказали, что здесь не хочется гулять. Согласно новому проекту пространство станет местом творчества, вдохновения и отдыха. Внутренний двор можно расширить, гараж превратить в мастерские и коворкинг, а башни, сохранив историческую уникальность, сделать арт-пространствами, локациями для мастер-классов и местами для вкусных перекусов или полноценных приемов пищи.
Главный лейтмотив концепции — путь начинается и продолжается. По замыслу авторов, такие «вагоны» могут появиться на привокзальной территории и в других городах. Тогда всю Россию — от Москвы до Владивостока — объединит один «поезд» креативных пространств.
«“Городские практики” — это отличная возможность выбраться из уже поднадоевшей череды офис-дом-офис и разбавить чем-то свои будни: узнать новое от настоящих экспертов. Работа получилась интересная, но напряженная: со студенчества не вспоминала, как это — не спать по ночам. Я архитектор в строительной фирме. Особо градостроительством не занимаюсь, но хотела бы это делать. Надеюсь, у меня получится привнести в собственную компанию новые идеи. Наш проект был посвящен водонапорным башням и гаражу. Мы абсолютно полюбили их. Облазили со всех сторон. Это очень интересные объекты. Сейчас водонапорные башни стоят мертвым грузом, но хотелось бы сделать их полезными», — поделилась участница программы, архитектор Алена Ершова.
Физики-лирики
Создать из фантома фонарь
Наверное, самая знаменитая и узнаваемая достопримечательность Тюмени — мост Влюбленных. Составить ему конкуренцию смогут башни-индикаторы, которые будут менять цвет в зависимости от интенсивности происходящих на территории активностей. Одна из них также может стать башней крика (для снятия ненужного напряжения). Участники команды предлагают сформировать новую высотную и визуальную доминанту и использовать в реконструкции материалы из дерева. При этом важно сделать пространство не только уютным и красивым, но и способствующим самовыражению и развитию личности.
Что дальше?
На этот вопрос ответил мэр Тюмени Руслан Кухарук. Все предложения будут еще раз проанализированы экспертами, лучшие идеи войдут в проект преобразования центральной части города — улицы Первомайской и прилегающей к железнодорожному вокзалу территории.
Один из экспертов проекта «Городские практики», экс-руководитель департамента специальных проектов, исследований и консалтинга университета креативных индустрий Universal University, основатель и программный директор Международного форума креативных индустрий ART-WERK Полина Кузавлева резюмировала:
Елена Слюсарева для Moi-portal.ru«Я в Тюмени в первый раз. Очень удивлена и впечатлена. Тюмень кажется очень живым, молодым, развивающимся городом. Мы побывали в нескольких креативных пространствах, посидели в кафе, прошлись по улицам. Мы видим, что город активно меняется, что здесь есть очень много интересных и ярких идей.
Вместе с нашими участниками постарались внести свой вклад в еще нетронутое пространство, которое, может быть, скоро удастся посетить в оживленном виде. Эта территория особенная. Во-первых, пока ее можно назвать режимной. Попасть без специального разрешения невозможно. Это очень ограничивает жителей. Во-вторых, предлагаемое пространство — объект культурного наследия. Старый бак с трубами, рабочий стол с ящиками, гаечные ключи — все это уникально, с этим можно и нужно работать. Важно сохранить, но уже в новом, доступном для всех виде».