Городские практики: в Тюмени появится новое креативное пространство

В Тюмени прошла двухнедельная программа всероссийского проекта «Городские практики». Люди, которым интересно создавать креативные пространства, а затем и находиться в них, разрабатывали идеи по благоустройству территории, прилегающей к железнодорожному вокзалу.

Креативным пространством обычно называют место, где могут собраться представители бизнеса, люди, желающие отдохнуть, занимаясь любимым делом и общаясь с такими же энтузиастами, туристы, которые хотят чуть больше узнать о настоящей жизни города. Планируется, что в Тюмени скоро появится еще одна такая локация — рядом с железнодорожным вокзалом. Сейчас привокзальную траекторию принято считать неинтересной, небезопасной, шумной и даже «тупиковой», несмотря на ее центральное расположение.


Предлагаемая территория представлена тремя объектами: веерным депо, гаражом и двумя водонапорными башнями. Их новый «жизненный» этап начался благодаря стремлению городских властей развивать креативный кластер, намерению РЖД предоставить свою территорию в общественное пользование и инициативе тюменцев — идея подать заявку на участие в проекте «Городские практики» принадлежит жителям города. Этот факт отметил на прошедшем 4 июня финальном мероприятии мэр города Руслан Кухарук.

Проект «Городские практики» является частью программы «Архитекторы.РФ» и представляет собой двухнедельные воркшопы, во время которых обсуждается развитие городской среды, обычно на примере конкретного пространства. В 2022 году «Практики» пройдут в 10 городах России. 

«Тюменские “Городские практики” отличаются от предыдущих программ синергией между нашими участниками, стейкхолдерами (Администрацией города, Тюменским агентством развития креативных индустрий, Свердловской железной дорогой) и экспертами из Москвы, Нижнего Новгорода и Екатеринбурга. В совместной работе им удалось достичь высоких результатов и выступить на финальных защитах, очень ярко представив свои идеи по развитию привокзальных территорий», — отметила Мария Зайцева, исполнительный продюсер «Городских практик». 

Прошедшая просветительская программа состояла из двух частей. Сначала участники «образовывались» — знакомились друг с другом, собирались вечерами в ZOOM, чтобы послушать лекции об организации общественных пространств и разобрать необычные кейсы. Затем случились четыре интенсивных дня работы, которые включали исследование территории, проведение граданализа (прим. ред.: изучение разного рода ограничений для градостроительной деятельности), создание концепции, расчет экономики проекта и, конечно, подготовку презентации. 

Но главным было другое — тюменские архитекторы, девелоперы, дизайнеры, активисты, преподаватели и студенты из Тюмени и Тюменской области думали о том, как организовать пространство для людей и для бизнеса. Всего было представлено шесть идей.

Вокруг шум

По мнению одной из команд, характерный для территории железнодорожный шум — это проблема, но он же и решение. Предполагается, что новое пространство, отличающееся хорошей акустикой, станет местом, где собираются люди, которые не прочь пошуметь: устроить музыкальное шоу, покататься на скейтах или просто побыть громкими и веселыми. Там будут тематические локации, студия звукозаписи и сцена под открытым небом.


Задником для нее станет брандмауэр — так называется стена здания, у которой нет окон или дверей, но есть очень важное противопожарное значение. Кроме «шумных» мест, в проекте есть лекторий, кафе «Топка паровоза» и интерактивный музей о железной дороге, который соединит в себе классические экспонаты и возможность понаблюдать за обслуживанием поездов в реальном режиме.  

«Мне интересно развитие городской среды: от общественных пространств до дворов. Я вижу, что город меняется. На самом деле, памятников промышленной культуры очень мало, а тут мы можем поработать с одним из самых ярких примеров и сделать его доступным для жителей и гостей города. Буквально программируем новые сценарии жизни в городах, где люди могут прикоснуться к историческому наследию, которое, в свою очередь, наполнено новыми смыслами и функциями. Концепция нашего проекта возникла очень просто. Во время посещения территории мы пообщались с работниками. Среди них был Николай Николаевич. Он и сказал, что железнодорожники не боятся шума. Мы сразу подумали, что шум может стать точкой притяжения», — рассказал Илья Курбатов, руководитель проектов архитектурно-брендинговой компании DeVision и один из участников команды.

Перрон


«Не надо стоять на перроне, пытаясь влезть в любой подъехавший состав. Следуйте расписанию своего сердца», — вспомнили цитату современного писателя Эльчина Сафарли участники одной из команд и предложили сделать сразу пять перронов в новом креативном пространстве.

Первым станет инженерно-образовательный состав, вторым — интерактивный музей РЖД, где будет даже симулятор машиниста. Затем можно проследовать в арт-резиденцию визуальных искусств и отдохнуть в месте гастрономических радостей, отеле или хостеле. Территорию предлагается украсить иллюминацией и небольшими уютными двориками. Зимой там могут появляться горки и каток. Важная особенность концепции — намерение быть pet-friendly.

DEPO.TYUMEN


Одна из основных идей этого предложения — экологичное встраивание в городскую среду. Концепция «Тюменского депо» включает в себя восемь функциональных зон. Например, террасу на крыше, уютный двор и пространство для арт-объектов от местных художников. Каждая из локаций соответствует четырем важным задачам: создание городских мест отдыха и развлечения, поддержка малого и среднего бизнеса, сохранение культурной идентичности и позиционирования Тюмени и РЖД. 

Vagon

Работа над любым проектом по обустройству начинается с опроса целевых аудиторий. В этот раз респонденты отметили шумность и суетливость привокзальной территории. Рассказали, что здесь не хочется гулять. Согласно новому проекту пространство станет местом творчества, вдохновения и отдыха. Внутренний двор можно расширить, гараж превратить в мастерские и коворкинг, а башни, сохранив историческую уникальность, сделать арт-пространствами, локациями для мастер-классов и местами для вкусных перекусов или полноценных приемов пищи.

Главный лейтмотив концепции — путь начинается и продолжается. По замыслу авторов, такие «вагоны» могут появиться на привокзальной территории и в других городах. Тогда всю Россию — от Москвы до Владивостока — объединит один «поезд» креативных пространств. 

«“Городские практики” — это отличная возможность выбраться из уже поднадоевшей череды офис-дом-офис и разбавить чем-то свои будни: узнать новое от настоящих экспертов. Работа получилась интересная, но напряженная: со студенчества не вспоминала, как это — не спать по ночам. Я архитектор в строительной фирме. Особо градостроительством не занимаюсь, но хотела бы это делать. Надеюсь, у меня получится привнести в собственную компанию новые идеи. Наш проект был посвящен водонапорным башням и гаражу. Мы абсолютно полюбили их. Облазили со всех сторон. Это очень интересные объекты. Сейчас водонапорные башни стоят мертвым грузом, но хотелось бы сделать их полезными», — поделилась участница программы, архитектор Алена Ершова.

Физики-лирики


Представим тринадцатилетнего мальчика Ваню. Он еще не знает, кем хочет стать: музыкантом, контент-мейкером или IT-разработчиком. Пока ему интересно все: он хочет попробовать себя в самых разных областях. Концепция «Локомотивного депо» отличается профориентационной направленностью. Ее авторы уверены — учиться новому, менять профессию и увлекаться очередным хобби можно не только Ване в 13, но и Ивану в 43. Их проект предполагает создание региональных отделений образовательных центров, мастерских и проектных офисов, где и дети, и взрослые смогут развивать свои компетенции в робототехнике, создании новых форматов дополненной реальности, музыке, ремесле и не только.

Создать из фантома фонарь

Наверное, самая знаменитая и узнаваемая достопримечательность Тюмени — мост Влюбленных. Составить ему конкуренцию смогут башни-индикаторы, которые будут менять цвет в зависимости от интенсивности происходящих на территории активностей. Одна из них также может стать башней крика (для снятия ненужного напряжения). Участники команды предлагают сформировать новую высотную и визуальную доминанту и использовать в реконструкции материалы из дерева. При этом важно сделать пространство не только уютным и красивым, но и способствующим самовыражению и развитию личности.


Что дальше?

На этот вопрос ответил мэр Тюмени Руслан Кухарук. Все предложения будут еще раз проанализированы экспертами, лучшие идеи войдут в проект преобразования центральной части города — улицы Первомайской и прилегающей к железнодорожному вокзалу территории.

Один из экспертов проекта «Городские практики», экс-руководитель департамента специальных проектов, исследований и консалтинга университета креативных индустрий Universal University, основатель и программный директор Международного форума креативных индустрий ART-WERK Полина Кузавлева резюмировала: 

«Я в Тюмени в первый раз. Очень удивлена и впечатлена. Тюмень кажется очень живым, молодым, развивающимся городом. Мы побывали в нескольких креативных пространствах, посидели в кафе, прошлись по улицам. Мы видим, что город активно меняется, что здесь есть очень много интересных и ярких идей.

Вместе с нашими участниками постарались внести свой вклад в еще нетронутое пространство, которое, может быть, скоро удастся посетить в оживленном виде. Эта территория особенная. Во-первых, пока ее можно назвать режимной. Попасть без специального разрешения невозможно. Это очень ограничивает жителей. Во-вторых, предлагаемое пространство — объект культурного наследия. Старый бак с трубами, рабочий стол с ящиками, гаечные ключи — все это уникально, с этим можно и нужно работать. Важно  сохранить, но уже в новом, доступном для всех виде». 

Елена Слюсарева для Moi-portal.ru