800 рублей или здоровье: чем грозит появление велосипедиста на дороге

В 2021 году в Тюменской области произошло 88 дорожно-транспортных происшествий, 58 из которых — по вине велосипедистов, 1 человек погиб и 91 получил различные травмы. Это на 32,3% больше, чем в прошлом году, а ведь велосипедный сезон еще не окончен. Редакция Moi-portal.ru в этом материале собрала для тебя несколько историй от тюменцев, которые стали участниками ДТП с велосипедом. Также в Госавтоинспекции по Тюменской области рассказали, какая профилактическая работа среди населения ведется сегодня.

Мария Хлызова, попавшая в ДТП этим летом:

Мы просто катались с подругой. Я ехала по полосе движения автомобилей и начала перестраиваться на соседнюю полосу, водитель, который ехал позади, хотел объехать и врезался в меня. Он сразу остановился. Мы вызвали сотрудников ГИБДД, скорую, так как у меня были повреждения ноги. В итоге составили протокол и нам обоим выписали штраф за нарушение правил дорожного движения. Тогда мне пришлось заплатить 800 рублей. Но ездить по проезжей части продолжаю, ведь это было глупое стечение обстоятельств и по большей степени не моя вина.

Хоть это и не нравится большинству водителей автомобилей, но все же велосипедистам разрешено движение по проезжей части и с каждым годом их становится все больше, поэтому будет полезно знать, каких правил они должны придерживаться, что делать в случае ДТП и что чаще всего становится причиной аварий.


Фото из группы Госавтоинспекция Тюменской области

Важно помнить, что в случае дорожно-транспортного происшествия с велосипедистом необходимо сразу сообщить об этом в ГИБДД, вызвать наряд для оформления протокола и  скорую при наличии травм у велосипедиста. Это поможет определить виновника аварии и взыскать деньги на ремонт транспорта, и не важно, сколько у него колес — два или четыре.

Даниил Митин:

Я однажды чуть не попал в ДТП. Мне тогда было 15 лет. Это было за городом, в районе дачных участков. Решил покататься и поехал вдоль дороги. Вообще не раздумывал о правилах движения, ехал то по обочине нужной полосы, то по обочине «встречки». Не могу сказать, что был прям помехой для машин, на дорогу старался не выезжать, внимательно следил за дорогой, но как-то так получилось, что машина появилась из ниоткуда. Она поехала на меня, сигналила. Тогда я резко вывернул руль и вылетел в кусты. Пролетел метров пять точно. Все же правила знать нужно даже водителям велосипедов, ведь если бы я ехал по своей полосе, то такого бы не произошло.

Главная проблема многих велосипедистов состоит в том, что они, в отличие от водителей автомобилей, не учили и не знают все правила дорожного движения. Поэтому они могут стать большой помехой на дороге.

Тюменец Михаил Матюхин:

Водители автомобилей до сих пор считают, что дорога только для них, но это не так. Я понимаю, почему у них такое отношение, большинство аварий происходит по вине велосипедистов, ведь они или не знают, или игнорируют правила. Например, есть те, кто любит проезжать на «красный». Да, велосипед маленький, маневренный, но правила существуют для всех и помогают избегать неприятных исходов. Но и по вине автомобилистов случалось множество аварий, просто необходимо следовать правилам и быть готовым нести ответственность за свои действия.

Так как велосипед официально приравнен к виду транспортного средства, необходимо знать и правила поведения на дороге:

— Движение возможно по специальным велодорожкам или проезжим частям, придерживаясь правого края, ни в коем случае не лавируя между машинами. На дорогу можно выезжать строго с 15 лет. До этого возраста следует передвигаться только по тротуарам;

— Подъезжая к пешеходному переходу, необходимо притормозить и пропустить людей;

— Также водителям автобусов не стоит забывать, что с 2015 года велосипедисты имеют право передвигаться по полосе для общественного транспорта, это указано в статье «Изменения правил дорожного движения с 15 апреля 2015 года».


За нарушение правил дорожного движения велосипедист будет нести административную ответственность. Ознакомиться с правилами передвижения на велосипеде можно в статье 24.2 «Дополнительные требования к движению велосипедистов» Правил Дорожного Движения.

Но незнание правил — не единственная причина ДТП. Тюменец Александр Кох ремонтировал машину после столкновения с пьяным велосипедистом:

В ДТП, виновником которого стал велосипедист, я попал в 2019 году. Возвращался домой с работы на машине и, поворачивая на свою улицу, пропустил человека на велике, который двигался по пешеходному переходу. Мужчина ехал как-то неровно и его повело на мою машину. В итоге он врезался мне в дверь на ровной дороге. Мало того, что водитель велосипеда не перешел дорогу пешком, так еще и был в нетрезвом состоянии. Он в этой аварии не пострадал, но причинил ущерб автомобилю, погнув и поцарапав дверь. Виновник ДТП не стал вызывать полицию, и я тогда не стал этого делать. Во-первых, потому что у велосипедиста нет прав, они и не нужны им, а во-вторых — машина бы потом числилась как побывавшая в аварии — пришлось бы снизить цену при продаже. За причиненный вред ничего не получил от горе-велосипедиста. У нас, насколько мне известно, за пьяную езду на таком транспорте наказания не предусмотрено, однако такой водитель тоже представляет опасность для окружающих.

На самом деле, наказание есть. Это не лишение прав, как у автомобилистов, ведь для езды на велосипеде не нужны права — это штраф в размере от 1 000 до 1 500 рублей. Об этом прописано в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях — часть 3 статья 12.29. Но, если нарушение правил привело к ДТП с получением тяжкого вреда потерпевшим, то предусмотрены жесткие санкции. Велосипедисту грозит уголовное наказание по ст. 264 УК РФ. А именно  принудительные работы, арест или ограничение свободы.


Фото из группы Госавтоинспекция Тюменской области

Вина за ДТП на дороге может лежать и на плечах водителя автомобиля. Очень часто столкновение происходит на поворотах, когда водители не сбавляют скорость и не рассматривают велосипед как помеху справа, которую он должен пропустить. Тогда и происходит столкновение. Нельзя забывать, что, в отличие от водителя автомобиля, защищенного своим транспортным средством, велосипедист не защищен ничем, даже если при этом использует такие средства безопасности, как шлем, налокотники и наколенники.

Для того, чтобы сократить количество дорожных происшествий, правоохранительные органы активно работают с детьми, чтобы в будущем они не совершали ошибок на дорогах, сообщает Евгений Шикунов, инспектор по особым поручениям отделения пропаганды управления ГИБДД Тюменской области:

Самой частой причиной ДТП с участием велосипедистов является пересечение проезжей части по пешеходному переходу не спешиваясь. Поэтому мы с детства учим детей спешиваться, оценивать обстановку на дороге, ждать, пока остановятся машины, и только тогда продолжать движение. В Тюмени, да и во всем округе активно проводятся различные акции с детьми, конкурсы, викторины. Ежегодно проводим конкурс «Безопасное колесо», в котором участвуют юные велосипедисты со всех районов муниципалитетов Тюменской области. В рамках этих информационно-пропагандистских мероприятий детей, в игровой форме, обучают ориентироваться в ситуациях на дороге, рассказывают, где можно двигаться на дороге, правила дорожного движения. Например, сейчас можно поучаствовать в викторинах, которые часто проводят в городских парках. Дети отвечают на вопросы и, если на все отвечают правильно, им дают символические подарки — светоотражатели.

Столкновение машин и велосипедистов может происходить не только на дороге, но и во дворах. Часто причиной серьезных травм у велосипедистов становится резко открытая дверь автомобиля, в результате чего водитель велосипеда не успевает среагировать. Это может привести к серьезным повреждениям, как и произошло с Михаилом Матюхиным.

Екатерина Тихонова для Moi-portal.ru