Рецензия на фильм «Джокер» 2019

Джокер – один из самых известных персонажей DC. Почему я сказала персонаж, а не злодей? Да потому, что образ Джокера имеет тысячи обличий, и далеко не в каждый он — антагонист, фильм 2019 года не стал исключением.

«Джокер» — картина кинорежиссера из США Тодда Филлипса. Главную роль сыграл Хоакин Феникс.

Трейлер я из принципа не смотрела и никогда не смотрю. Поэтому я абсолютно не знала, чего ожидать, мне казалось, это будет что-то в духе «Темного рыцаря» Кристофера Нолана. «Темный рыцарь» —  то что-то выше обычного боевика, но и не дотягивает до вершины драмы. Но заинтересовал этот фильм тем, что он снят не по комиксам и рекламная кампания была очень мала. Картина стала самой популярной в мире: при бюджете в 55 млн долларов кассовый сбор после вторых выходных достиг 550 млн долларов. Я надеялась, что не увижу заезженного экшена, битв и пафоса. И мои ожидания полностью оправдались.

Это не клишированный боевик про суперзлодея, это драма. Падение человеческой, больной души, отравленной жестоким обществом.
Перед нами Готэм-Сити 20-х годов. На момент начала истории в городе уже 18 дней идет мусорная забастовка. Готэм — это символическая параллель с нашим обществом, в городе бардак и крысы, в умах людей хаос и беспорядок. Каждый заботится лишь о своем личном пространстве. Вместо объединения своих сил и приведения города в порядок граждане снимают с себя всякую ответственность, но ожидают от власти наведения порядков. Многие люди действительно живут по принципу «Если другие не выполняют свои обязанности — почему я должен выполнять свои?»

В таком городе проживает наш главный герой — Артур Флек. Он ухаживает за своей матерью-пенсионеркой, работает наемным клоуном, ходит к психотерапевту и живет со своим недугом — псевдобульбарным расстройством. При таком эмоциональном расстройстве у человека появляются бесконтрольные приступы смеха или плача. Обычно они связаны с имеющимися неврологическими заболеваниями — рассеянным склерозом или черепно-мозговой травмой.

Комплексы

Единственная радость его жизни — это ночное ток-шоу с Мюрреем Франклином. Мы видим, как Артур представляет себя на его шоу. В его мечтах Мюррей зовет его из зрительного зала к себе на сцену. Там он рассказывает публике о том, что он единственный мужчина в семье. Он «хороший мальчик» и «мама всегда говорит мне улыбаться, я люблю маму». На что Мюррей реагирует положительно и говорит: «Я тот ребенок, чей отец вышел за сигаретами и не вернулся». Так в своем воображении Артур хочет отождествить себя с Мюрреем. После тот шепчет ему на ухо: «Я всегда хотел иметь сына, как ты». Артур явно ищет отцовской любви и одобрения со стороны, но о проблеме родителей и детей, которая является, на мой взгляд, одной из главных мыслей этого фильма, мы поговорим позже, дабы не нарушать повествования.

В Артуре прослеживается очевидная вещь — его уровень социализации находится просто в ужасном состоянии. Находясь в обществе, он не понимает, как себя вести, когда ему смеяться, когда ему плакать. Это показано, когда Артур приходит на стенд-ап. Там молодой человек выступает с довольно пошлыми шутками, все смеются, а Артур, не понимая юмора, начинает искусственно хохотать. То же самое происходит в клубе «Ha-ha», где он работает, после шутки своего коллеги он начинает громко и искусственно смеяться, но в его глазах пустота, как только он отходит от кабинета, Артур резко замолкает, а в его мимике нет и намека на какие-либо эмоции.

Дневник

Джокер внутри все чаще начинает пробуждаться. Когда Артур пишет в своем дневнике шутку, это происходит через характерные искривления тела, после чего он начинает писать левой рукой. «Худшее в психическом заболевании — …» —  вторую часть фразы будто дописывает Джокер, большим размашистым почерком: «это то, что люди ожидают, что ты будешь вести себя так, будто ты не болен». Джокер — это его внутреннее альтер-эго, это тот, кем он всегда хотел быть: смелым и независимым от окружающих.

Первое убийство

В какой-то момент жизнь Артура начинает катиться по наклонной, сначала его увольняют, потом в метро происходит конфликт с тремя пьяными парнями. Стоит отметить, что эти трое — олицетворение высшего класса в Готэме, они богаты, успешны и беспечны. Это та ячейка высшего общества, которая смеется над бедными, издевается и чувствует удовлетворение от того, что они — выше. Тогда Артур, не выдержав, убивает всех троих. Это является аллюзией на будущие события. В состоянии аффекта Артур сбегает с места преступления. Перед зеркалом в туалете он танцует достаточно жуткий и странный танец, его тело искажается и искривляется, Джокер начинает проявлять себя сильнее.

В такой эйфории Артур начал отношения со своей соседкой Софи. Занятно, что Софи — мать-одиночка, так же как его мать. Так он видит модель поведения в отношениях с женщиной, он отождествил Софи со своей матерью.

Мать Артура и комэо Томаса Уэйна. Томас Уэйн — успешный политик, баллотирующийся на пост мэра Готэма, он обещает навести порядок в городе, но жители не доверяют ему и всячески протестуют против него. Все, кроме Пенни Флек, — матери главного героя. Она постоянно пишет ему письма и говорит сыну: «Томас хороший, он поможет нам». Раньше Артуру были безразличны эти письма, но однажды он узнал, что столько лет его мать писала Уэйну. В письме говорится, что Артур его сын, и просит у него финансовой помощи. Полагаю, объяснять, кто такой Томас Уэйн, не имеет смысла. Любой фанат DC знает, что Томас — отец Брюса Уэйна. Брюс во всех комиксах после потери родителей становится Бэтменом и всю свою жизнь посвящает борьбе со злом, а как известно, главное зло в Готэме — это Джокер.

Артур пробирается на мероприятие для высшего общества, где в туалете встречает Томаса Уэйна. При их диалоге мы узнаем главную мотивацию Артура в первой половине фильма. Главный герой сообщает Томасу, что его мать Пенни ему все рассказала и он его родной сын. Конечно, Уэйн все отрицает, заявляя, что он был усыновлен, а он с его матерью никогда не спал. К тому же Пенни потом положили в лечебницу Аркхам. Артур в расстроенных чувствах говорит:

«Зачем вы так? Я не хочу слушать вашу ложь. Я знаю, это кажется странным, я не хотел вас обидеть. Я не знаю, почему все такие грубые, почему вы грубый? Я ничего не хочу от вас, может, чуточку теплоты или объятий, пап?! Где долбаные правила приличия?!» В итоге его вышвыривают за дверь. Так Артура впервые отвергает отец, никто не знает, на самом ли деле он сын Томаса Уэйна, это было неважно, ведь Артур лишь искал теплоты и признания.

Холодильник = гроб

Приходя домой, Артур выкидывает все содержимое из холодильника и запирается в нем. Холодильник — это гроб, находясь долгое время в нем, главный герой дает намек на зарождающуюся в нем аутоагрессию*. *Аутоагрессия — активность, нацеленная (осознанно или неосознанно) на причинение себе вреда в физической и психической сферах. С точки зрения психоанализа относится к механизмам психологической защиты.

Сцена в психиатрической лечебнице «Аркхам». В больнице Артур крадет дело Пенни Флек, из которого узнает, что его действительно усыновили. Ухажер Пенни избивал его, в итоге полиция нашла его привязанным к радиатору всего в синяках. Но Пенни все отрицала, утверждая, что Томас все подстроил. Чтобы никто не узнал, что от него родила какая-то прислуга. После Артур идет в квартиру к Софи. Когда та приходит домой и обнаруживает непрошеного гостя, оказывается, что она даже толком его не знает, а их роман был галлюцинацией. Ему становится плохо, он подносит пальцы в виде пистолета к голове и говорит: «У меня был плохой день». Не до конца понятно, был ли это просто жест или в реальности он держал пистолет, также непонятно, убил ли он Софи. Однако на ее смерть намекают звуки скорой помощи в следующем кадре.

Это все отсылает нас к самому популярному комиксу DC великого писателя Алана Мура «Бэтмен. Убийственная шутка». Весь фильм во многом похож на комикс, главный герой там тоже является комиком, неудачником, который потихоньку катится по наклонной.

«Достаточно одного плохого дня, чтобы самый здравомыслящий в мире человек сошел с ума. Это и разделяет меня и весь остальной мир. Один плохой день». (C) Джокер.

Убийство Пенни Флек

Мать Артура попадает в больницу. Там он говорит матери, как он ее ненавидит, что, несмотря на то, что она всегда ласково называла его «радость». Радости он этой в жизни никогда не испытывал. И со словами «Знаешь, что забавно? Что смешит меня? Я думал, что моя жизнь — это трагедия, теперь я понимаю… это гр*баная комедия» удушает мать подушкой. Стоит отметить, что после убийства матери Артур полностью избавляется от своего недуга и больше в фильме нервного смеха или плача мы не видим. После смерти матери он перестает быть Артуром Флеком — остался лишь Джокер.

Лестница как визуализация моральной деградации героя

Артур всегда очень тяжело поднимается по лестнице, угрюмо, тяжело и медленно. Но после всех событий он будто освобождает своего внутреннего зверя. Он с большой радостью скачет вниз по лестнице и танцует. Так, уже Джокер говорит нам: «Я больше не боюсь упасть вниз, ведь ниже некуда, поэтому я буду делать это с удовольствием».

Артур имеет явное суицидальное настроение, но он не хочет умирать просто так, в его дневнике написано: «Надеюсь, в моей смерти будешь больше смысла, чем было в моей жизни». Об этом очень подробно говорили Тодд Филипс и Хоакин Феникс. Они обозначили желание Артура привлечь к себе внимание как патологический нарциссизм. Феникс говорил: «Это тот особый тип личности, который ищет признания. И при этом они хотят, чтобы их смерть что-то значила. Мы как-то говорили об эпизоде, в котором некто хочет покончить с собой, но ему нужна самая большая аудитория, потому что он чувствует, что это удовлетворит его потребность в признании».

Смена вектора желаний и стремлений Джокера

Во время своего перевоплощения Артур держит фотографию молодой матери. Сзади написано «с любовью T.У.». Очевидно, что Т.У. — инициалы Томаса Уйэна, фильм намекает нам, что не все так однозначно и, вероятно, Пенни Флек и Томас Уэйн все-таки встречались. А значит, Артур вполне может быть сыном Уйна. Но ему уже плевать, он больше не тот человек, которым был. И с полным безразличием Джокер сжигает фотографию.

Изначально Джокер планирует погибнуть в прямом эфире Мюррея Франклина, куда его позвали. Там он встречается со своим кумиром, с его духовным наставником, с тем, на кого он всегда хотел быть похожим. Заметно, какой трепет и стеснение он испытывает при встрече, а его голос и поведение становится будто детским. Так проявляется его инфантилизм. Но, несмотря на ожидания Джокера, Мюррей вовсе не относится к нему с теплотой, он высмеивает его и издевается. А после его признания в убийстве трех человек он не получает желанного признания от своего «духовного отца» и убивает его. Впоследствии он не получает желаемого внимания и всеобщего восторга, так как после убийства в прямом эфире начинается бунт. Горожане убивают полицейских, перехватывают Джокера и воздают ему почести. Так низший слой общества отомстил высшему.

Так иногда и происходит в жизни. Когда сыновья, не получающие заботы и внимания со стороны отцов или от их отсутствия, ищут себя в преступной жизни. Таким образом они заглушают свои комплексы и переживания, которые должны были компенсировать их отцы, а не преступная банда. Начиная с убийства матери мы наблюдаем абсолютно за другим человеком. Вместе с матерью он убил себя, свой внутренний мир, все, что было для него когда-то ценным и значимым, превратилось в пыль. Удивительно, как Хоакин Феникс, играя одну роль, смог показать настолько разных героев, это будоражит, пугает и восхищает.

Фильм указывает нам на то, что родители в жизни детей играют главную роль, первостепенную и абсолютную. Это очередное доказательство того, что маньяки, преступники и прочие деструктивные личности — это некий «выкидыш» общества, которым не дали необходимой любви, поддержки и моральной платформы.

В этой картине каждая деталь, каждая вещь и даже цвета кадров имеют свой смысл, отсылая нас не только к комиксам, но и к другим элементам культуры. Я считаю, подробный разбор детализации фильма заслуживает отдельной работы, поэтому здесь он не представлен.


Автор — Карина Майлибаева