«Я понятия не имел о театре кукол»: актер Тюменского кукольного театра о профессии и специфике работы с куклами

В честь профессионального праздника работников культуры, который отмечается 25 марта, редакция Moi-portal.ru пообщалась с актером Тюменского театра кукол Александром Ганичевым. Мы узнали специфику его работы, виды кукол, его личное отношение к спектаклям и персонажам.

Почему вы решили стать актером? Кем хотели стать в детстве?

— Когда я был ребенком, появились кассетные видеокамеры. Одна такая была и у родителей. Мы с ребятами ее брали, бегали и снимали любительские фильмы. Мне всегда это нравилось. В моем родном городе Городец в Нижегородской области театра не было, и нигде не учили на актеров, а ближайшее училище имени Евстигнеева было в Нижнем Новгороде. Ближе к концу школы родители спросили: «Саша, ты вообще кем хочешь стать? Я говорю: актером». Это было внутри меня. Я знал, что хочу быть в этой профессии. 

Почему вы выбрали именно театр кукол?

— Я понятия не имел о театре кукол. Ехал поступать в училище на актера театра драмы. Я приезжаю, а мне говорят, что нет набора в этом году. Я так расстроился! Что делать целый год? Ждать? Но это немыслимо! Там сидела женщина, которая посоветовала идти поступать на актера театр кукол. Я отнесся к ее предложению скептически. Она добавила: 

«Театр кукол тоже самое, что и театр драмы, только гораздо лучше».

Я подумал и подал документы на эту специальность, о чем впоследствии не пожалел, потому что ты получаешь, грубо говоря, два образования. Ты учишь предметы актера драмы и отдельно изучаешь работу с куклами. 

Пробовал себя и в других направлениях. У меня был опыт в большом кино. В фильме «Тобол», который относительно недавно вышел, я сыграл роль деревенского бандита. 

Кино мне понравилось очень-очень. Это не театр, совсем другое. Там невозможно раскачиваться. Никто не будет ждать, пока ты настроишься, пока ты что-то найдешь. Все происходит быстро, и задача актера включиться сразу. В секунду, пошел и работаешь. Никто не возьмет тебя, если ты будешь лениться или реветь, что у тебя не получается. Кино — более мощная концентрация. Съемочный день был двенадцать часов. Тебя выжмут за это время, но мне, как актеру ответственному, это было полезно.

«Театр, кино — не развлекаловка. Для меня это даже больше, чем работа. Театр — это служение. Или ты служишь, или ты идешь куда-нибудь в другое место».

Многие считают, что театр кукол лишь для детей. Как считаете вы?

— Я с этим не согласен в корне. Я бы даже сказал, что он для взрослых, потому что именно в кукольном театре можно сделать такие смыслы через метафоры и кукол, которые детям будут непонятны. Стереотипы — это совершенно неправильно. Их нужно разрушать. Мы это делаем в нашем театре. Самые восторженные отзывы о наших спектаклях мы получаем от взрослых. 

Недавно вышел спектакль «Мастер и Маргарита». Уже спрашивают, будут ли еще подобные постановки, но они не представляют какой долгий это процесс. От задумки до воплощения прошло три года. Постановка вызвала шквал замечательных отзывов. Курс у театра есть — с новым директором с Романом Явнычем мы идем вперед и будем только развиваться в этом плане.

iP5cocbjhMQ.jpg

Фото: личный архив Александра Ганичева

Помимо актерского мастерства, что должен уметь актер кукольного театра?

«Я считаю, настоящий актер кукольного театра должен быть универсальным актером. Универсал — тот актер, который должен уметь играть все: от Аленушки или Иванушки до, грубо говоря, “Мастера и Маргариты”. В хорошем смысле быть как чистый лист, на котором можно писать любую повесть».

— Все, что нужно уметь актеру, дают в учебных заведениях. У нас были предметы: сценическое движение, акробатика, фехтование, вокал, сценическая речь, хореография. Учеба в театральном — своего рода армия, где тебя учат всему: от песни до качественного сценического боя. Я уже не говорю про танцы — мы все стояли в лосинах на классическом станке. Четыре года мы и на шпагах дрались, и сальто делали. 

«Иногда возникала ассоциация, что мы, как морские котики, которых куда-то готовят все время. Делают из нас универсальных солдат».

Какие бывают виды кукол? 

— Есть перчаточная кукла. На мой взгляд, она самая простая. Просто одну руку засовываешь и работаешь ей. Далее — планшетная кукла, которая стоит на какой-то поверхности — у нее два штока в голове и внизу спины. Куклой могут управлять по два, по три человека. Существуют тростевые куклы: одной рукой держишь саму куклу, а другой рукой две трости и двигаешь ее руками. 

Одна из самых сложных, по моему мнению, марионетка. Есть штоковые марионетки, у которых основание как тросточка, что позволяет тебе, как бы «держать пол куклы» — наше профессиональное выражение. А бывают куклы на ниточках. Актер сам должен рассчитывать, где у нее земля, как она должна ровно стоять. Этот вид требует актерского погружения. 

Профессионал получает новую куклу и начинает искать, что может кукла, как она двигается, как она садится, как она встает, может бегать, прыгать или нет. Изучают куклу перед зеркалом, потому что очень важен взгляд со стороны. Для меня это просто — со мной работает жена, она тоже актриса. Подсказывает мне выигрышные положения для куклы.

«К каждой кукле свой подход. Она как как живой организм. Ты изучаешь ее вдоль и поперек, и это большая работа в процессе постановки».

Есть ли какой-то персонаж или кукла, которые нравятся вам больше остальных? 

— Безусловно, есть любимая кукла — Умочка из спектакля «Умка». В одной постановке у меня три медвежонка: тростевой, планшетный и на палочке совсем маленький. И вот мне больше всего нравится именно тростевой Умка, который на втором плане. Я влюблен в эту куклу, она замечательная, милая. Он такой нелепый медвежонок. 

Также, люблю куклу Бэмби из спектакля «Песнь леса». Там используется марионетка — Бэмби на ниточках. У нас тоже их три: ребенок, подросток, взрослый. Работать мне нравится с куклой, где он еще совсем дитя. Он такой живой, но какой-то жалкий, особенно когда у него умирает мама. 

62DaIJY9nYg.jpg Фото: личный архив Александра Ганичева

Персонажей у меня очень много любимых, если мы берем даже не кукол. Играю много ролей, где занят в живом плане, тот же «Мастер и Маргарита». Я обожаю роль Мастера. 

Как вы готовитесь к роли?


— Каждая роль предполагает большую работу. Актер должен знать о своем персонаже все досконально. Это задача актера. Возьмем спектакль «Песнь леса». Чтобы мне сродниться с этим персонажем, я придумываю, какой он, Бэмби, где он родился, как к нему относится мама, какой у него характер. Я задаю себе сорок «Почему?». А почему он такой? А почему вот так двигается? А что у него за характер? А как он относится к маме? 

Я выстраиваю, с чего начинается персонаж и каким он потом становится. Нельзя, чтобы герой начался одним и закончился таким же в конце спектакля, иначе зрителям просто будет неинтересно смотреть и переживать. 

Чем больше вопросов, работы над ролью, тем профессиональней и интереснее получается образ. Актер должен объяснить любое свое поведение на сцене, любое свое слово. Режиссер может спросить, почему ты в этом моменте так делаешь. И ты отвечаешь, что определенно в этой сцене Бэмби подавленный, поэтому так себя ведет. 

Как часто на сцене приходится импровизировать?


  — Историй у меня было много, и я вам скажу честно, что любая импровизация довольно невеселая тема, потому что, как правило, связана с чем-то нехорошим: либо кто-то что-то забывает, либо ты забываешь. Не каждый умеет импровизировать. Кого-то форс-мажорная ситуация может поставить в ступор. Но я считаю, актер должен быть готов к любой ситуации. 

У меня был случай во время спектакля «Шестьдесят минут вокруг света». Сейчас он уже не идет. Я был ведущим в этом спектакле, и все мои слова были в стихах. Представляю очередной номер и понимаю, что я забыл слова. У меня прямо холодный пот в такие моменты прошибает в секунду. Это самые страшные ситуации для актера. Я на ходу стал сочинять слова, причем в стихах, и, вы знаете, у меня получилось. 

Какая постановка, в которой вы участвовали запомнилась больше? 


  — Бесспорно, самая последняя постановка, которая недавно вышла, — «Мастер и Маргарита». Огромная работа проделана, пятьдесят дней репетиций. Я считаю, это спектакль разделил наш Тюменский театр кукол на «до» и «после». Его поставила Наталья Явныч, наш замечательный художественный руководитель и режиссер. Каждая ее работа не похожа на другую.

Роль Мастера очень сложная психологически. Еще сложность в том, что и фильм уже есть, и спектакли, поэтому это огромная ответственность. Когда получаешь такую роль, как роль Мастера, ты понимаешь, люди будут говорить, что где-то не дотянул, в кино было круче и так далее. 

И вот мы сыграли уже четырнадцать спектаклей «Мастер Маргарита», и отзывы самые лучшие. Труппа просто в шоке. Я рад за всех нас, потому что работа проделана титаническая над этой постановкой. Еще раз повторюсь: от задумки режиссера, до воплощения спектакля прошло года три года и результат отменный — это признали на самых высших кругах власти в Тюменской области. Это удивительно. Оно того стоило.

Какие сложности возникали при работе? 


  — Давайте поговорим также о «Мастере и Маргарите». Материал очень сложный психологически. Пятьдесят дней с утра до вечера ты приходишь на работу и с десяти до шести часов репетируешь.

Может быть так, что в десять часов утра тебя позовут и скажут показывать сцену избиения, где из твоего персонажа выбивают признательные показания. Мастер же должен быть разбитым. Он должен реветь, быть надломленным. 

Ты начинаешь играть, проживать эмоции, и раз за разом тебя останавливают. Меняют декорации, свет. Это огромная психологическая нагрузка для актера. 

CM-vbsiDZdg.jpg
Фото: личный архив Александра Ганичева

Как вы проводите свободное от спектаклей время?

— Вы знаете, я по своей натуре домосед. Я очень люблю сидеть дома. У меня семья и замечательная собака, породы, которую боятся все — американский  питбультерьер, но она самая добрая на свете. 

Мне очень нравится заниматься спортом. Это моя любовь, без которой я уже не могу и не мыслю себя. В мои тренировки входят гантели, турники, и бокс. Обожаю фотографировать. Эти вещи особенные для меня и я могу заниматься ими в любое время. 



Анна Булкина для Moi-portal.ru