Голосом Шварценеггера: Сергей Чихачев рассказал, как стать актером дубляжа

Одним из экспертов тюменского кинофестиваля «Ноль плюс» в этом году стал актер и режиссер дубляжа Сергей Чихачев. Редакция Moi-portal.ru вместе с артистом, озвучившим Альтрона и Терминатора, составила чек-лист для начинающего диктора.

Качества, которыми должен обладать актер дубляжа

Существуют качества физиологические — это красивый тембр голоса, отсутствие дефектов в дикции и регионального акцента. В большинстве случаев все это можно корректировать. Например, в театральных вузах студентов учат московскому или ленинградскому произношению.

Кроме этого, настоящий актер дубляжа должен уметь забывать про себя, особенности речи и свою личность. Этого всего не должно быть слышно, когда дублируешь персонажа кино. Когда озвучиваешь актера, уже сыгравшего на экране, нельзя внутри него делать что-то свое. Главная задача — в точности передать зрителю сыгранную им эмоцию, иначе можно подставить актера на экране.

Актер дубляжа должен уметь доигрывать роль. Случается так, что актер на экране плохо сыграл и в озвучке можно с помощью голоса изменить ситуацию: допередать те оттенки, которых нет в исходнике.

Золотой стандарт озвучки — это когда ты не задумываешься над тем, кто озвучивает персонажа.

Эталонной озвучкой можно считать работы Владимира Еремина, который озвучивает Аль Пачино, Сергея Бурунова (Леонардо Ди Каприо), Владимира Зайцева (Роберт Дауни мл).

Идеальный дубляж, когда ты не замечаешь, что на экране не сам Аль Пачино говорит по-русски. Вся психофизика Владимира Еремина четко попадает в артиста. Он растворяется в нем, передавая только те эмоции, нюансы, краски, которые у есть у голливудского артиста», — рассказал Сергей Чихачев.

Озвучка компьютерных игр отличается от работы над фильмами. При дубляже игровых персонажей актеру понадобится его умение фантазировать. Если режиссер не поможет с этим, то придется самому придумать характер герою.

Продвижение и поиск работы

Сергей Игоревич советует переезжать жить в Москву или Санкт-Петербург, если решил работать в этой сфере и уверен, что все получится. Все студии, ассистенты, режиссеры, базы находятся в этих городах. Это нужно для того, чтобы была возможность приезжать на студию, а не прилетать из другого города.

Сергей Чихачев выделил 4 пути, по которым можно попасть в озвучку:

➤ Закончить театральное училище – Щукинское или Щепкинское. Либо пойти в ГИТИС, ВГИК или школу-студию МХАТ. Там могут заметить педагоги, старшие товарищи, среди них есть актеры, которые уже работают в озвучке. Например, Всеволод Кузнецов — голос Тома Круза преподает в Щепкинском училище.  Он находит среди своих студентов талантливых ребят и берет их в кино.

➤ Попасть в гур-гуры или звуковую массовку. Герой и героиня, к примеру, говорят друг с другом, а на фоне происходит «гур-гур» — это когда массовка переговаривается друг с другом. Эти звуки создают живые люди. Они же закрывают маленькие эпизоды. Если вас заметят в массовке, то могут позвать на эпизоды или на небольшие роли.

➤ Записать демо и отправить в такие студии, как «Пифагор», «Мосфильм-мастер», «Нева», «СинеЛаб». Сэмплы нужно записать в нескольких форматах: драматический кусок, чтобы слышать, как актер играет; сделать дикторский текст, чтобы услышать, может ли он работать в этом направлении. Также нужна характерная роль — у одних получаются злобные старухи, у других — карлики или орки. Сделать нужно то, что получается, по твоему мнению, лучше всего, характерно и ярко. Кусочки аудио должны быть небольшими, секунд по 15-20.

➤Вести свой блог в Сети и делать озвучку там. Петр Гланц (Дэдпул) делал пиратские переводы и таким образом был замечен студиями.

Аппаратура

Тем, кто еще не зарабатывает голосом, Сергей Чихачев советует пользоваться услугами студии. В Тюмени в среднем час аренды обойдется в 1,5 тысячи рублей. По мнению артиста, этого вполне хватит, чтобы записать демоверсии, чтобы в последующем их разослать.

При строительстве собственной студии нужно понимать, для чего будут потрачены деньги и вернутся ли они.

Для студии нужен компьютер и хорошая звуковая карта. Последнее устройство обойдется примерно в 10 000 рублей.

Микрофон тоже должен быть хорошего качества. Лучше всего покупать NEUMANN, но стоит он очень дорого.

Редакция Moi-portal.ru нашла в интернете один из студийных микрофонов этого производителя. За него придется заплатить около 85 000 рублей. Есть варианты дешевле и дороже.

Неплохого качества микрофоны «Октава», стоимость которых начинается от 10 000 рублей. Но у них очень неровное качество. Поэтому покупку этих микрофонов стоит доверить звукорежиссеру.

Понадобится и звукоизоляция. Иногда она нужна даже снаружи. Все зависит от дома, в котором вы живете. Здесь сумма может быть абсолютно разной, поэтому я не рискну предполагать.

Литература для актера дубляжа

Книги есть, но они бестолковые и больше об авторе.

Ни у одного из актеров в дипломе не написано, что он актер дубляжа. В театральных вузах учат сценической речи, но это не то. Она не применима к обыденной жизни, которую нам приходится передавать голосом.

Режиссер дубляжа Гелена Пирогова ведет курсы. Кстати, это тоже одна из возможностей попадания в профессию. Правила овладения этим ремеслом простое — нужно много работать.

Сергей Игоревич также рассказал о проектах, которыми гордится, и о том, почему актеры дубляжа не закрепляются за зарубежными артистами.

Есть несколько фильмов, которыми я горжусь, но это не значит, что они нравятся зрителю. Я, например, очень рад дублировать Арнольда Шварценеггера. Его легко озвучивать. У него нет сложных актерских вывертов.

Примечательно, что при показе на каком-либо телеканале зарубежного фильма каналу дешевле сделать дубляж по новой, нежели купить готовый, уже дублированный вариант кинокартины.

Актеры дубляжа в России закрепляются за зарубежными артистами неофициально. В договоре это не прописывается.

Это правильно, что голос подбирается на роль, а не на актера. Часто бывает, что попадание бывает очень удачным. Например, Владимир Антоник замечательно озвучивает Сталлоне. Последнюю картину с Арнольдом озвучил именно он, потому что Арни состарился и мне пришлось бы давить из себя этот возраст. Антоник отлично звучит за постаревшего Шварценеггера. Это лучше, чем если бы я был привязан контрактом к актеру.